Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Какие кружки Вы бы выбрали для посещения вашим ребёнком в субботний день?
Всего 53 человека
Голосование
Какие кружки ты бы хотел посещать в субботний день?
Всего 46 человек

Советы учителя-дефектолога

Дата: 13 октября 2016 в 17:42, Обновлено 9 января в 15:43
График
проведения консультаций 
учителями-дефектологами пункта коррекционно-педагогической помощи
на 2017/2018 учебный год
Бойко Н.С.        1-й понедельник каждого месяца           15.20-16.20
Серая Н.Т.         1-я среда каждого месяца                     08.50-09.50


Работа по развитию правильного звукопроизношения у детей проходит поэтапно.

Подготовительный этап. Цель этого этапа – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба) и направленной воздушной струи.

Помогает в этом артикуляционная гимнастика, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа.

Дыхательные упражнения помогают выработать мощную, длинную и точно направленную воздушную струю, необходимую для правильного произнесения звуков.

Как правило, дети с недостаточно сформировавшейся артикуляцией имеют пробелы и в развитии мелкой моторики рук.  Для этого необходимо выполнять ряд упражнений, в процессе выполнения которых необходимо учитывать точность движений в различном темпе (от медленного до быстрого).  

Главное правило: чтобы достичь заметного результата, упражняйтесь с ребенком систематически: по 5—10 минут каждый день.

Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Постановка звуков проводиться учителем-дефектологом, который, используя навыки, полученные при выполнении артикуляционной гимнастики и специальные приёмы постановки звуков, вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции звука, над которым ведется работа. Задача родителей – закрепить правильное произношение ребенком изолированного звука.

Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях и самостоятельной речи ребёнка.

Перед учителем-дефектологом и родителями стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Этап дифференциации звуков. Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи (развивать фонематический слух).

Фонематический слух – это различение звуков речи. Он необходим для верного понимания смысла сказанного. При  недостаточном развитии фонематического слуха ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, вместо «Маша» он слышит «каша», вместо «миска» – «мишка» и так далее.

Впоследствии при обучении письму и чтению недостаточность фонематического слуха проявляется в нарушении письменной речи.



Автоматизация звука в слогах

При автоматизации звука в слогах мы последовательно соединяем нужный согласный с гласными [а], [ы], [о], [у]. Это могут быть прямые слоги [са]–[сы]–[со]–[су], обратные [ас]–[ыс]–[ос]–[ус]; слоги, где звук находится между гласными, [аса]–[асы]–[асо]–[асу]–[ыса]–[ысы], слоги со стечением согласных [ста]–[спа]–[сма]–[сны]–[ско]–[сфу] и так далее.

Предложите ребёнку придумать чистоговорки, срифмовав слоги.

Автоматизация звука в словах

Для автоматизации звука подбирают по 10–20 примеров на каждое положение звука в слове: в начале, середине и конце. Необходимо следить за тем, чтобы в составе слов не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Эта работа позволяет не только закрепить произнесение звука в словах, но и активизировать словарь ребенка, развить фонематический слух.

На каждое слово можно подобрать соответствующую иллюстрацию.

Автоматизация звука в предложениях

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове предложения был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.

Автоматизация звука во фразовой речи

Цель автоматизации – тренировка правильного произнесения звука во фразовой, то есть свободной, обычной речи.

Для этого необходимо подобрать скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, стихотворения, игры, насыщенные отрабатываемым звуком.

Такие упражнения помимо отработки нужного звука способствуют развитию дикции, памяти, мышления и чувства языка 



Рекомендации  по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для развития подвижности губ
 1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
 2. Улыбка – Трубочка (Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку).
 3. Пятачок (Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу).
 4. Рыбки разговаривают (Хлопать губами друг о друга - произносится глухой звук).
 5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
 6. Недовольная лошадка (Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади).
Статические (неподвижные) упражнения для языка
 1.  Лопаточка (Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).
 2. Чашечка (Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов).
 3. Иголочка (Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед).
 4. Трубочка (Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх).
 5. Грибок (Рот открыт. Язык присосать к нёбу).
Динамические (подвижные) упражнения для языка
1. Часики (Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта).
2. Змейка (Рот открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта).
3. Качели (Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку).
4. Футбол (Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку).
5. Лошадка (Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).
6. Маляр (Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба).



Развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает влияние на:

  • развитие речи
  • развитие внимания и памяти
  • развитие мышления
  • развитие координации движения
  • овладение ребенком навыком письма
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные упражнения:
"Кольцо"
• кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
• то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
• те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
"Пальцы здороваются"
• Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Человечек"
• указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
• те же движения производить пальцами левой руки;
• те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Деревья"
• поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
"Сгибание-разгибание пальцев"
• поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
• выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
• выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
• согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
• выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
• выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
"Кулак-ребро-ладонь"
• на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Данные упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию моторики рук способствуют также:
• Занятия с пластилином, конструктором;
• Нанизывание бус, пуговиц;
• Плетение косичек из ниток, венков из цветов;
• Переборка круп: насыпать в небольшое блюдце горох, гречку и рис и попросить ребёнка перебрать их;
• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков;
• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;
• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;
• Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
• Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
• Изготовление поделок из бумаги и природного материала;
• Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
• Рисование по точкам, пунктирным линиям;
• Рисование или раскрашивание картинок.


Игры на развитие фонематического слуха

«Эхо»
Ведущий (взрослый) называет слово, а «эхо» (ребенок) повторяет то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем переходите к трудным и длинным. «Чиним испорченный телефончик!»
В игре участвуют от 3 человек и больше. Первый тихо и не очень отчетливо произносит какое–либо слово соседу на ушко. Тот повторяет услышанное на ушко следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний произносит его вслух. Если оно отличается от того, с которого начиналась игра, все по очереди называют услышанные слова, пытаясь «починить испорченный телефон».
«Путаница»
Прочтите ребенку шуточные предложения:
Тащит мышонок в норку хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
За охотником гнались дикие двери.
Принцесса надела на голову корову.
Спросите у ребёнка, что в них перепутано, и какие звуки нужно исправить в словах для того, чтобы получились верные высказывания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.